Публикации

Дата обнаружения административного правонарушения при выявлении на земельном участке объекта самовольного строительства

Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы при плановом осмотре земельного участка выявила самострой. Собственник был привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 6.7 КоАП РФ. В ходе проведения проверки собственнику был направлен акт о том, что 17.03.2021 объект будет осмотрен с 9.00 до 10.00. Акт составлен 21 марта 2021 года.

 

Вопрос: с какого момента начинает течь срок привлечения к ответственности, если 17.03.2021 объект был осмотрен, а 19.03.2021 контролирующим органом были получены документы, подтверждающие, что это самострой: с 17.03.2021 или с 19.03.2021?

 

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, если иные сроки привлечения к административной ответственности не установлены данной статьей.

 

Поскольку в силу ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, перечня видов административных наказаний и правил их применения, постольку указанные в ст. 4.5 КоАП РФ сроки привлечения к административной ответственности распространяются и на случаи привлечения к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных законодательством субъектов РФ.

 

Как следует из ч. 1.1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, данной нормой предусматривается ответственность за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.

 

По смыслу разъяснений, данных в абзаце третьем п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указанное правонарушение относится к категории длящихся, так как выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных актами нормативного и ненормативного характера обязанностей использовать земельный участок в соответствии с установленными данными актами требованиями и ограничениями.

 

Соответственно, согласно разъяснениям, содержащимся в том же абзаце, днем обнаружения указанного длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

 

Из совокупного толкования положений п. 10 ст. 16.3 и ч. 1 ст. 16.5 КоАП г. Москвы следует, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных главой 6 этого Кодекса, составляются должностными лицами уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы по контролю за использованием нежилого фонда и земель.

 

Таким органом в настоящее время на основании п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция), проводящая указанный выше контроль в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 282-ПП (далее - Регламент).

 

Анализ норм, содержащихся в пп. 3.1, 3.2.5, 3.2.5.1, 3.2.5.3.7, 3.2.5.5 Регламента, показывает, что составление протоколов об административных нарушениях и привлечение землепользователя к административной ответственности осуществляются в случае выявления в ходе проверки нарушений установленных требований по использованию земель и объектов нежилого фонда и производятся после завершения такой проверки.

 

Буквальное прочтение этих норм свидетельствует о том, что выявление факта административного правонарушения должно иметь место до того момента, когда проверка считается завершенной.

 

В связи с изложенным ответ на вопрос о дате выявления нарушения зависит, на наш взгляд, от того, завершается ли проверка осмотром объекта, и если нет, то должен ли орган, проводящий осмотр, на дату его проведения уже обладать информацией, которая позволяет установить, используется ли обследуемый объект в соответствии с требованиями (ограничениями), установленными нормативными и ненормативными актами г. Москвы. Иными словами, должен ли орган в соответствии с законодательством выявить нарушение именно в дату проведения или имеет право осуществлять дополнительные действия с целью его выявления.

 

С одной стороны, из п. 3.2.3.3 Регламента следует, что необходимые сведения об объектах плановой или внеплановой проверки должны быть получены инспекторами еще при подготовке к проведению проверки по имеющимся в Госинспекции базам данных и иным доступным источникам информации, а также из общедоступных баз данных федеральных и городских органов государственной власти.

 

С другой стороны, в соответствии с п. 3.2.3.5.4 Регламента инспекторы, проводящие проверку, могут в числе прочих административных действий осуществлять рассмотрение и анализ документов, представленных проверяемым лицом, информации из информационных баз данных государственных органов и иных организаций, полученных при подготовке и в ходе проведения проверки.

 

При этом последовательность административных действий, закрепленная в п. 3.2.3.5 Регламента указывает на то, что стадия рассмотрения документов следует за стадиями визуального осмотра территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, их обмера, фотографирования и видеосъемки.

 

Таким образом, совокупность приведенных норм свидетельствует о том, что, во-первых, визуальный осмотр объекта не является завершающей стадией проверки, а, во-вторых, получение документов и информации об объекте, которая позволяет установить наличие или отсутствие административного правонарушения, может производиться и после стадии визуального осмотра, в ходе проверки, а не только на этапе подготовки к ней.

 

Из п. 3.2.4 Регламента следует, что завершение проверки оформляется актом проверки, составляемым в двух экземплярах. Поскольку в вопросе указано, что такой акт составлен 21 марта 2021 года, постольку можно сделать вывод, что получение инспекторами документов 19 марта 2020 года охватывается временными рамками проверки, то есть было сделано непосредственно в ходе этой проверки.

 

С учетом изложенного выше это означает, что датой обнаружения административного правонарушения в рассматриваемом случае следует считать именно 19 марта 2021 года, а не 17 марта 2021 года (дату визуального осмотра объекта).

 

Для получения подробных консультаций по вопросам легализации самостроя обращайтесь к юристам и адвокатам нашего бюро по телефонам:

 

7 (495) 664-66-34

7 (926) 339-56-68 

Консультация
Задайте вопрос прямо сейчас и мы ответим вам в течение 1 минуты!
Сообщение отправлено!

Вы получили иск о сносе самовольной постройки?

Мы поможем вам легализовать ваш объект недвижимости через суд, даже если Департамент городского имущества уже подал судебный иск.

Ваш выигрыш дела в суде по иску ДГИ будет означать фактическую легализацию объекта, так как в этом случае объект не признают самовольной постройкой. 

В суде возможно добиться отказа в иске ДГИ о сносе. Для этого необходимо получить положительную судебно-строительную экспертизу, а также доказать добросовестность собственника объекта и наступление сроков исковой давности.

Деловые связи со специалистами в сфере строительства и опыт наших юристов помогут вам выиграть суд по иску ДГИ о сносе самовольной постройки