Принудительное исполнение решения суда о сносе самовольной постройки в тех случаях, когда взыскателем является орган местного самоуправления, осуществляется судебным приставом-исполнителем с применением инструментов принудительного исполнения судебных актов, предусмотренных статьей 107 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановлением судебного пристава-исполнителя органу местного самоуправления отказано в возбуждении исполнительного производства по требованию о сносе самовольно возведенного объекта капитального строительства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в редакции на дату вынесения оспариваемого отказа судебного пристава-исполнителя, поскольку исполнение такого требования после вступления в силу Закона N 340-ФЗ осуществляется указанными органами самостоятельно, без возможности обращения в службу судебных приставов.
Орган местного самоуправления оспорил такое постановление судебного пристава-исполнителя в суд.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении требования отказано.
Суд кассационной инстанции отказал в передаче кассационной жалобы для ее рассмотрения в судебном заседании.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с постановленными судебными актами, отменила их и приняла новое решение, которым признала постановление судебного пристава-исполнителя незаконным. При этом указала, что у судов отсутствовали основания для признания законным постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку исполнительный лист соответствовал условиям, предъявляемым к исполнительным документам, был выдан на основании вступившего в законную силу решения суда, предъявлен с заявлением взыскателя в установленный срок в службу судебных приставов по месту совершения исполнительных действий.
Ссылки судебных инстанций в подтверждение законности административного акта на положения статей 55 30, 55 31, 55 32, 55 33 ГрК РФ (в редакции Закона N 340-ФЗ) о сносе объектов капитального строительства основаны на ошибочном толковании указанных норм.
Новое правовое регулирование в части процедурных вопросов, связанных с таким этапом жизненного цикла объекта капитального строительства, как его снос, а также в части определения перечня документов, необходимых для его осуществления, требований, которые должны соблюдаться при осуществлении сноса, требований к специализированной организации, осуществляющей снос капитального строения, не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности по принудительному исполнению требований исполнительного документа и не исключает возможность применения инструментов принудительного исполнения судебных актов, предусмотренных статьей 107 Закона об исполнительном производстве, в тех случаях, когда взыскателем является орган местного самоуправления.
В другом случае судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, указав, что положениями части 13 статьи 55 32 ГрК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления, а не судебного пристава-исполнителя осуществлять снос самовольной постройки.
Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, обратив внимание на то, что положения Закона об исполнительном производстве, регулирующие особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, не изменены и не отменены Законом N 340-ФЗ, в связи с чем и после введения в действие указанного федерального закона сохраняется возможность исполнения судебного акта о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
Источник: Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16 ноября 2022 г.).
Мы поможем вам легализовать ваш объект недвижимости через суд, даже если Департамент городского имущества уже подал судебный иск.
Ваш выигрыш дела в суде по иску ДГИ будет означать фактическую легализацию объекта, так как в этом случае объект не признают самовольной постройкой.
В суде возможно добиться отказа в иске ДГИ о сносе. Для этого необходимо получить положительную судебно-строительную экспертизу, а также доказать добросовестность собственника объекта и наступление сроков исковой давности.
Деловые связи со специалистами в сфере строительства и опыт наших юристов помогут вам выиграть суд по иску ДГИ о сносе самовольной постройки.